FENDER CHAMP 5E1

Создание первого варианта комбика CHAMP 5E1

Так случилось, что с появлением на свет этого усилителя связана очень, очень, очень длинная история...

Лет пять тому назад, или даже побольше, этак году в 2004, я впервые начал покупать через интернет, в основном в Америке. В те времена делал я это не сам. Собственно и началось-то всё с того, что в Штатах появился у меня один знакомый, который за приемлемые деньги осуществлял услуги по пересылке покупок оттуда сюда. Мои первые покупки состояли в основном из запчастей для моего американского автомобиля, которые там, в огромном количества и по бросовой цене, продаются с разнообразных авто-разборок. И тут впервые, случайно, забрел я на сайт какого-то магазина для самодельщиков музыкального оборудования... И чего там только не было!!! - твид, ткань для гриля, ручка, ну и еще всякая мелочевка. От такого многообразия вариантов крыша у меня накренилась, я загорелся идеей собрать себе гитарный усилитель. Решая с чего начать, я подумал, что CHAMP как раз и есть тот самый усилитель, с которого следует начать. Простая схема, небольшой габарит и главное - легендарная история.

Заказал... Пока ждал посылку, начал собирать информацию по этому усилителю, изучать всяческие конструктивные моменты, особенно по шасси и корпусу. Доступной в сети документации на тот момент оказалось не очень много, или, возможно, я тогда еще не очень хорошо представлял себе как именно и где нужно ее искать. Так что, в итоге, размеры шасси мне пришлось вычислять графически, опираясь на фотографии оригинального шасси в разных ракурсех, добытые с разных сайтов. Стоит заметить, что когда мне довелось сравнить свое шасси с "оригиналом", отклонения размеров оказались в пределах 0,5-1мм. Так как материал шасси оригинала мне также был неизвестен, а гальванические покрытия в нашем городе не очень доступны, я решил заказать шасси из листовой нержавейки. Долго искал исполнителя. В итоге, после второй попытки полчуил приемлемый результат - один клиент с моей основной работы, будучи каким-то большим начальником на дейстующем производстве, разместил заказ у себя в слесарном цеху. Но вот повторно обратиться туда к сожалению больше не удалось... А были планы...
Не буду описывать в этой теме, как я искал подходящие детали, искал пистоны, тканевой текстолит, паял плату в навес, мотал трансформаторы. Но получившееся изделие вполне определенно вышло похожим на оригианл, а при подключении к стоявшему в то время у меня дома закрытому кабинету с 12" Celection Vintage 30, этот усилитель издавал вполне приличный тванговый саунд. Можно было приступать к корпусным работам...
Но тут у меня кончилось время... И вот только недавно, по счастливому совпадению и времени, и места, я сумел завершить начатое когда-то.
Итак, изготовление корпуса FENDER CHAMP по порядку:


Логично начать описание в представления документаций. Это чертежи на корпус:

И черетежи на шасси:

Так как главной задачей было постараться сделать всё максимально близко к оригиналу, в качестве технологии сборки я использовал шиповое соединение. Благо оборудование для этого у меня имеется

В качестве основного материала для корпуса был выбран цельно-деревянный еловый щит, толщиной 19мм

Для достижения приемлемого качества соединения пришлось долго эксперементировать, подбирая размеры и усилия подачи инструмента.

Для того, чтобы при сборке избежать подтеков и клея, активно использовал малярный скотч, заранее наклеивая его в местах потенциального выдавливания.

Операции выборки паза под передние планки и последующее скругление кромок, я делал с помощью фрезерного столика, в который закрепил ручной фрейзер. Столик российско-китайской фирмы "ЭНКОР"... изделие очень спорное. Т.е, сейчас я бы его точно не купил. Но повозившись с его элементами, мне удалось добиться хоть какого-то приемлемого качества.

Выборку под усилитель я делал на том же столике, с помощью заранее сделанного шаблона и копировальной фрезы.

После окончательной обработки и сверления всех отверстий, я покрыл корпус защищающей пропиткой.

Далее приступил к изготовлению передней панели. Из фанеры изготовил оснастку для фрейзера. Отверстие получилось идеальное!

Примерил панель к корпусу

Не следует забывать о необходимости зазоров под материал обтягивания и под гриль. Толшину этих материалов я выбрал примерно 1 мм на один слой.

Затем я закрепил на панели винты для установки динамика и покрасил несколькими слоями краски из балончика.

Динамик был также куплен очень давно. Сам по себе он "так себе", но для экспериментов, думаю, вполне подходит.

Дальнейшие работы были перенесены домой.

Переходим к обтягиванию корпуса твидом.

Долго не мог определиться с клеем для покрытия. В разных источниках упоминаются разные клеи. Чаще приходилось сталкиваться с рекомендациями относительно клея на латексной основе. Как альтернативу я рассматривал проверенный ПВА, с небольшими современными модификациями от фирмы HENKEL, тогровая марка "МОМЕНТ", в виде присадок ускоряющих процесс полимеризации.

Приклееные и оторванные после высыхания кусочки твида показали, что клеевая способность в обоих случаях примерно одинакова, но латексный клей остался белым, а ПВА от МОМЕНТа стал прозрачный. Это обстоятельсто и склонило меня к выбору именно этого клея.

Делаем разметку расположения твида на корпусе.

Снова берем в руки малярный скотч и закрываем ненужные поверхности

кистью разравниваем клей по поверхности

Последовательно, по плоскостям, наносим клей, выдавливая его из банки через штатный носик

Следим, чтобы клей равномерно покрывал всю поверхность приклеивания материала

Самой сложной операцией мне казалось "изготовление" углов и стыков

Но удовлетворительный результат был достигнут с первого раза

По мере приклеивания материала, фиксируем его степлером. Не нужно ставить слишком большое усилие забивания при регулировке степлера. В противном случае трудно вытаскивать скобы и они оставляют неприятные следы на поверхности

После схватывания обрезаем кромки "в размер" и удаляем излишки такни, пока клей еще полностью не полимеризовался

затем приклеиваем технологические "уголки" из твида, для упрощения при обтягивании процедуры заворота ткани в углах внутреннего радиуса выемки под шасси усилителя. Очень удобно при разравнивании лакированного твида на поверхности пользоваться феном. Разогреваясь, лак, пропитывающий твид, становтся мягким и нужная форма поверхности придается гораздо легче.

Закрываем скотчем ту часть твида, на которую не должен попасть клей

Для более уверенного склеивания промазываем и корпус, и кромку твида.

Наклеиваем, заворачиваем, закрепляем, обрезаем...

В итоге получаем вполне качественные углы и стыки...

Ну вот, корпус полностью обтянут...

Обтягиваем задние крышки

С удовлетворением видим, что все предварительно выбранные зазоры были просчитаны правильно. Всё встало на места плотно, но без излишних усилий.

Еще раз примеряемся...

и проводим некоторое время в созерцании хорошо выполненной работы

Обтянуть гриль оказалось совсем несложно. Оригинальная ткань эластична, легко натягивается, хорошо держит форму, а благодаря тому, что она "в полоску", достатчно просто располагать ее ровно. Устанавливая крепежные винты, долго бился, пытаясь раздвинуть нити гриля. В итоге, просто оплавил их жалом паяльника через отверстия в панели.

И вот наконец приступаем к окнчательной сборке комбика.

Достаем с полки покрывшееся от времени пылью, шасси усилителя

Несмотря на то, что собирался он не из готового набора и по частям, выглядит он вполне фирменно...

После примерки пришлось немного переделать отверстия, крепящие шасси к корпусу. Изначально я их просто просверлил обычным сверлом, а на оригинале они овальные, фрезерованные и позоляют двигать шасси относительно задней стенки, для более плотного прилегания к ней.

На всякий случай привожу данные замеров напряжений в кнотрольных точках. Не сказать, что они идеально совпадают, но находятся в допустимых пределах

на втором конденсаторе:

на третьем конденсаторе:

на катоде выходной лампы:

Провел испытания так громко, насколько это позволили соседи...

Очень непривычно оказалось слушать CHAMP в сравнении с более продвинутыми усилителями, типа Marshall`а. Звук винтажный, но какой-то неяркий - сказывается отсутствие темброблока. Перегруз немного мутноватый. Вобщем, думаю нужно еще поработать над его совершенствованием. И первое, что нужно сделать - заменить динамик на чтото более близкое к прототипу, например на тот-же JENSEN R8. ... Кстати недавно, благодаря моему другу Илье, у меня появился семпл звучания именно этого усилителя...

На главную страницу



Hosted by uCoz